Она была первой женщиной во главе Финляндии и вообще первым президентом этой страны, избиравшимся на два срока подряд. Целых 12 лет Тарья Халонен руководила Суоми – за это время финны любовно прозвали ее “муми-мамой”. Теперь мало кто вспоминает, что спокойная, как мать семейства, Халонен в юности была бунтаркой, обожала Че Гевару и отчаянно боролась за права рабочих и геев.
Финляндия всегда славилась широким представительством прекрасного пола в политике. Тому есть историческое объяснение. Еще в 1906 году женщины и мужчины Суоми (тогда в составе Российской империи) получили равные избирательные права. После этого финские дамы хлынули в парламент. Через сто без малого лет, к 2000 году, там заседали 73 “депутатки” из двухсот, женщиной была спикер, а также многие министры. И все же Тарья Халонен по-настоящему открыла финским женщинам дорогу в большую политику. При ней дамы дважды занимали премьерское кресло.
Халонен удалось стать всеобщей любимицей, несмотря на постоянные шуточки таблоидов насчет ее совсем не гламурного стиля и огненно рыжей прически. Тарью эти “шпильки” нисколько не смущали – она всегда чувствовала себя уверенно и умела не зависеть от чужого мнения. С ее “закалкой” это и не удивительно.
Девочка родилась в военном 1943 году, и все ее детство прошло в “прожженном” рабочем районе на окраине Хельсинки. Мать – обувщица, отчим – электрик, проповедовавший левацкие идеи. Ими заразилась и юная Тарья. Она вспоминала, что очень увлекалась “историей борьбы народов против диктатур”, а ее кумиром долгое время был Че Гевара. “Мне он казался таким красавцем”, – призналась Халонен, уже будучи президентом, в интервью “Российской газете”. Ее юность пришлась на бунтарские шестидесятые – это окончательно сформировало политические пристрастия будущей госпожи президента. После окончания университета с дипломом юриста она работала адвокатом в организации профсоюзов Финляндии, а в 28 лет сознательно вступила в Социал-демократическую партию. Строительство социализма увлекало ее не меньше, чем идеи эмансипации и равенства полов. Например, она имела смелость открыто объявить о выходе из лютеранской церкви, поскольку в то время женщин не посвящали в духовный сан. А еще Тарья вступила в общество “Сексуальное равенство”, защищающее права меньшинств нетрадиционной ориентации, и даже побывала его председателем. Кстати, к тому времени она уже прошла в парламент – и это был определенный вызов обществу. Сама Халонен всегда была женщиной без предрассудков. Со своим нынешним мужем, соседом по лестничной клетке, она оформила отношения спустя пятнадцать с лишним лет совместной жизни – когда стала президентом. И то лишь для того, чтобы не создавать трудности службе протокола.
Ее длинной карьеры с лихвой хватило бы сразу на нескольких политиков. Трижды Халонен назначали министром – сначала социальной защиты, потом – юстиции, а затем иностранных дел. Работа в правительстве оказалась лишь прелюдией к двум президентским срокам – с 2000 по 2012 год. При этом биографы отмечают, что судьба Халонен могла бы сложиться совсем по-другому.
Ведь сразу после школы она поступила на отделение истории искусств, писала работы по пьесам Чехова, пока не перевелась на юридический. А еще она более тридцати лет оставалась председателем правления детского театра, посещала ежегодные театральные фестивали в Тампере. Что и говорить: Тарья – личность одаренная. Даже в том, какой потрясающий суп из лисичек готовит по выходным и какие великолепные розы выращивает в своем садике. Она увлекалась танцами живота, брала курсы скульптуры и живописи, учила русский язык по средам. Вообще она знает несколько европейских языков. А главное, что ценят в ней соотечественники, – это человечность и демократизм. Сайт главы государства прославился разделом “Кошки и черепахи президента”. Вся страна переживала из-за смерти ее любимых хвостатых питомцев – Ронтти и Миски (говорят, кошку назвали так в честь нашего олимпийского Мишки, который очень понравился дочери Халонен Анне). Недаром такую близкую и понятную Халонен один из финских политологов назвал “муми-мамой”. Сегодня она курирует вопросы защиты молодых матерей в одной из рабочих групп ООН.