“Меня не надо бояться. Со мной интересно работать” – президент Даля Грибаускайте

  • daliagrybauskaite
  • 800px-Dalia_Grybauskaite_by_Augustas_Didzgalvis
  • 500537_1000

Самая большая загадка: как простая советская девушка “из низов”, типичный представитель “научной номенклатуры” (с двадцати семи лет Грибаускайте преподавала политэкономию в Вильнюсской высшей партшколе) превратилась в успешного чиновника европейского уровня, а затем – и в политика национального масштаба. Четыре с половиной года она проработала еврокомиссаром по бюджету и финансовому планированию, будучи “правой рукой” Жозе Мануэла Баррозу, до этого занимала пост министра финансов в правительстве Альгирдаса Бразаускаса. Именно Грибаускайте вела переговоры с Международным валютным фондом накануне вступления Литвы в ЕС. Да и на дипломатическом поприще подвизаться успела, поработав в литовском посольстве в США. Без преувеличения 56-летняя Даля – самый популярный лидер в истории современной Литвы. На выборах 2009 года она побила все рекорды, получив уже в первом туре почти 70 процентов голосов.

даля грибаускайте

Удивительно дело: она никогда не была диссиденткой и борцом с советской властью, но именно в ней литовцы увидели воплощение патриотизма и надежду на спасение национальной экономики.

Правда, еще во время предвыборной кампании недоброжелатели стали недвусмысленно намекать, будто выпускница Ленинградского государственного университета имени Жданова (кстати, она училась на одном потоке с нашим бывшим министром финансов Алексеем Кудриным) имела отношение к советским спецслужбам, а сейчас – чуть ли не “агент Кремля”. Сама Даля эти слухи всячески отрицала, да и специальная комиссия так и не отыскала ничего порочащего в биографии “товарища Грибаускайте”.

С самого начала она объявила приоритеты: искать друзей в благополучной Западной Европе и Скандинавии, а также выстраивать прагматичные отношения с Москвой, не замыкаясь на “восточной политике”. Ее, как известно, исповедовал предшественник Валдас Адамкус, тесно друживший с Лехом Качиньским, Виктором Ющенко и Михаилом Саакашвили. Теперь литовскому МИД приходится оправдываться, что Восточная Европа, включая Украину и Белоруссию, по-прежнему остается в фокусе стратегических интересов Вильнюса. Впрочем, сама Даля этого не отрицает. Просто ведет дипломатию в духе Realpolitik. Не считает зазорным встречаться с белорусским лидером Александром Лукашенко. Или с Януковичем. А еще, в отличие от “американского дядюшки” Адамкуса, гражданина Штатов с пятидесятых годов, Даля уверена: Литва не должна быть “заложником политики США”. Этим она отличается и от другой прибалтийской дамы, экс-президента Латвии Вайры Вике-Фрейберги, которая, как и Адамкус, бежала с семьей в Германию от советских войск в 1944 году, а оттуда перебралась за океан. Только сознательные годы Вике-Фрейберги прошли в Канаде. Из своего канадского далека она наблюдала за советскими реалиями, мирно изучая поэтику латышских дайнов, в то время как будущая президент Литвы трудилась в студенческие годы на ленинградской меховой фабрике “Ротфронт”. Но, возможно, именно поэтому Дале Грибаускайте никогда не придет в голову сказать о советских ветеранах, что они “кладут воблу на газету, пьют водку и распевают частушки, вспоминая о завоевании Балтии”.

даля грибаускайте

Все, кто имел дело с “железной леди Литвы”, как окрестила Далю американская газета Wall Street Journal, признают: она невероятно обаятельна и предельно корректна в общении. “Меня не надо бояться. Со мной интересно работать”, – говорит она о себе. Но президента все-таки боятся – коррупционеры. И не зря.

“Чистка” в силовых и судебных органах заставила чиновников вздрогнуть.

Огромный кредит доверия своих соотечественников Даля Грибаускайте не исчерпала. Местные политологи признают: рейтинг ее популярности не опускался ниже 60 процентов, а в начале этого года опросы давали ей под 80. Несмотря на давление правительства, президент из последних сил отстаивает экономический суверенитет государства. Вильнюс не спешит обращаться за кредитом в МВФ, хотя кризис сильно ударил по этой прибалтийской республике. Работы почти нет, молодежь потоком уезжает на Запад в поисках лучшей жизни, и просвета пока не видно. Однако массовые протесты в центре Вильнюса, наподобие тех, что три года назад сподвигли Далю Грибаускайте оставить Брюссель и баллотироваться в президенты, не повторялись. Сама она с первых дней президентства показала себя бережливой хозяйкой – урезала себе зарплату в три раза, не стала затевать дорогой “евроремонт” в президентской резиденции. Обладательница черного пояса по карате не скрывает секрет успеха: все дело в самодисциплине. Без которой, увы, не обойтись всем жителям Литвы.

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *