Отношения Бачелет с чилийским народом всегда были на грани ненависти и любви. В Латинской Америке сложно найти политика с более безупречной репутацией, чем у Мишель Бачелет. Ее работа на правительственных постах неизменно вызывала одобрение и приносила положительные результаты. Тем не менее стечение обстоятельств или какой-то злой рок нередко преподносили Бачелет неприятные сюрпризы, которые в мгновение ока сводили к нулю все усилия. Впрочем, ее с детства учили не пасовать перед трудностями и не ждать легкой победы.
Мишель родилась в 1951 году в Сантьяго в семье генерала Альберто Бачелета и антрополога Анхелы Херия. При правительстве Сальвадора Альенде генерал Бачелет пользовался большим уважением. В 1962 году он была назначен военным атташе в США, где вместе с семьей прожил несколько лет. Мишель училась в американской школе, где с легкостью освоила иностранный язык и показала одни из лучших результатов успеваемости. Когда семья Бачелет вернулась в Чили, она продолжила обучение в одном из лицеев столицы. В 1970 году девушка окончила лицей, показав на выпускных экзаменах один из лучших результатов по всей стране. На тот момент ее отец был руководителем комитета по распределению продовольствия. Однако для своих детей он никогда не хотел политической карьеры. Альберто Бачелет мечтал, чтобы его дочь стала врачом. Под его влиянием Мишель поступила на медицинский факультет Университета Сантьяго.
Но спустя три года жизнь семьи стремительно изменилась. К власти в Чили пришел генерал Аугосто Пиночет. Генерала Бачелета посадили в тюрьму по обвинению в измене родине, а через год задержали его жену и Мишель. Даже по прошествии времени для Мишель эти воспоминании остались очень тяжелыми. В автобиографии Бачелет вспоминала, что их с матерью пытали и не разрешали видеться. Тем не менее она никогда не называла себя жертвой режима Пиночете. Ведь сама Мишель провела в заключении всего несколько недель – и это не сравнимо со страданиями тысяч узников режима.
“Когда я вспоминаю об этих ужасных временах, мне бывает грустно, – рассказывала Бачелет во время визата в тюрьму “Вилла Гримальди” в 2006 году. – Но самое важное для меня в этой поездке – это напомнить о жизни, достоинстве и мире. Нам очень повезло, потому что мы остались в живых. Но тысячи чилийцев, в том числе мой отец и многие другие любимые кем-то люди, не пережили тюрьму”.
Брату Мишель Альберто, проживавшему тогда в Австралии, удалось привлечь внимание к несчастью семьи Бачелет австралийского правительства. Женщин освободили и отправили в Авсралию, а затем в Германию, где Мишель продолжила обучение медицине в Лейпцигском университете.
Вернуться на родину семья Бачелет смогла только в 1979 году. В Сантьяго Мишель, наконец, окончила образование и получила диплом хирурга. В 1995 году, через несколько лет после прихода к власти демократического правительства, Мишель вступила в Социалистическую партию Чили и работала в организациях, поддерживающих семьи пострадавших от диктатуры Пиночета. Затем Бачелет работала во Всемирной организации здравоохранения. Успешная работа открыла ей дорогу к руководящим должностям в правительстве.
Политическая карьера Бачелат стремительно развивалась. Как и любой успешной женщины, в какой-то момент Мишель пришлось сделать выбор между личной жизнью и семьей. Еще в Германии она познакомилась с одним из чилийских беженцев, Хорхе Давалосом Картесом. У пары родились двое детей. Но после возвращения на родину многое изменилось: Мишель уделяла все больше внимания общественной деятельности. Их брак распался. С тех пор Мишель не была за мужем, но родила еще одну дочь – Софию, как полагают журналисты, от знакомого физика, с которым на тот момент состояла в гражданском браке.
В 90-е годы она стала советником министра здравоохранения. В 2000 году во время президентства Риккардо Лагоса Бачелет была назначена министром здравоохранения, а в 2002 году министром обороны. В 2004 году Бачелет принимает решение баллотироваться на пост президента.
Работая в здравоохранении, Бачелет видела, в чем особенно остро нуждаются чилийцы. Поэтому акцент предвыборной компании она сделала на реформе здравоохранения и образования. После двух туров голосования Бачелет удалось одержать победу над своим главным соперником Себастьяном Пиньера.
Мишель Бачелат стала первой женщиной-президентом в Чили. Она сломала множество стереотипов: наравне с мужчинами занимается политикой, в патриархальном обществе решилась на развод, много лет открыто называет себя агностиком, несмотря на то, что живет в католической стране. Ее сила к борьбе и отстаивание собственной точки зрения вдохновляла и до сих пор вдохновляет молодых латиноамериканок.
На посту президента Мишель Бачелет ждало немало подводных камней. Несмотря на некоторые успехи в области реформ, она не смогла удовлетворить потребности всех социальных групп. Студенческие бунты подорвали популярности президента. А обрушившееся на страну стихийные бедствия добавили поводов для критики. Когда экс-президент приезжала в затронутые оползнем районы страны, бедное население воспринимало это как пиар-ход, а не стремление помочь. В результате к концу президентства ее рейтинг скатился ниже 30 процентов.
Впрочем, на этом политическая карьера Бачелет не закончилась. Сразу после завершения президентских полномочий, ее пригласили на пост главы комиссии ООН, занимающейся правами женщин. С этой работой Бачелет также справилась с успехом. И как ни странно, едва она покинула президентское кресло в Чили, ее популярность на родине стала стремительно расти. И по результатам социологических опросов, если бы выборы проводились сейчас, то Бачелет удалось бы одержать победу с подавляющим большинством.
В марте Мишель Бачелет официально заявила: “Я возвращаюсь в Чили”. Она подала в отставку с поста директора структуры ООН и заявила о том, что примет участие в президентской компании в 2014 году. Политик заявила, что сделала еще не все на министерском и президентском посту. “Я стою перед вами в готовности принять вызов. Я приняла решение стать кандидатом”, – призналась Бачелет.
Очевидно, что у Бачелет в запасе еще есть и силы продолжить борьбу, и новые идеи, как преобразовать чилийское общество. Остается только надеяться, что вторая попытка руководства страной станет для нее удачнее предыдущей.